Тема: Шахматы: шахматы для компьютера скачать бесплатно, шахматы онлайн играть с компьютером. Новости шахмат. Статьи о шахматах. :: 6-7-фигурный эндшпильный генератор.

Прислано kosmodrom 06-01-2009 18:14
#1

Некий белорусский умелец создал 6-7-фигурный эндшпильный генератор- http://generatorc...fault.aspx. Кто-нибудь качал? Как успехи? Много вопросов без ответа. Оболочки чессбейса и все движки (по словам Кирилла Крюкова, Kirr-a) "не видят" семифигурку. Зачем она тогда нужна? Как ею сейчас пользоваться? Писать письмо в чессбейс, чтобы переделывали оболочки под семифигурку? Так формат баз не налимовский..... :( Вроде бы можно конвертировать формат баз, непонятно как, вначале надо создать...... А вообще, кто при благоприятном стечении обстоятельств (можно семифигуркой пользоваться на плейчессе, и она будет только у наших) хочет загрузить компьютер созданием 7-фигурных таблиц? Я бы мог обновить компьютер в этом году именно под создание 7-фигурки. Допустим, компьютер и время у нас есть. А дальше?.... И как семифигурку распространять? Высылать по почте за деньги- неприемлемо. Нужен FTP сервер с гигантскими жёсткими дисками, и я точно такой сервер организовать не смогу- ввиду отсутствия в нашем городе безлимитного интернета. Или через "осла" распространять, как Kirr шестифигурку? Кто чего-нибудь доброго скажет? :)

Редактировал kosmodrom 04-04-2009 08:33

Прислано ivanp 07-01-2009 10:02
#2

Можно через осла-чем плохо? Можно даже в архив без сжатия кинуть и запоролить.
Я смогу немного помочь в создании, у меня Q6600, брата моего можно заставить-у него чуть мощнее московское железо.

Прислано kosmodrom 07-01-2009 22:49
#3

Ваня, зачем паролить? Вопрос в том, как десятки (если не сотни) гигабайт распространять в Сети? Таблицы мы сделаем, а раздавать- как будем? У меня интернет- 3 рубля за мегабайт. В осле скорость скачки низкая, одна таблица несколько лет будет качаться.

Прислано ivanp 08-01-2009 17:44
#4

А у меня безлимитка 1 Мбит/сек... :D
Может на двд диски катать?!
У меня на компе 3 000 Гб дискового пространства. Скоко то таблиц можно с моего компа в сеть отправлять. Но для тех, у кого безлимитка.

Совсем не кстати, но я приобрел ноутбук с разрешением 1024*768 :D

Прислано Fruit 08-01-2009 20:24
#5

Когда вы посчитаете, блюрей станет стандартом. :D Вот на его болванки и можно скидывать.

Прислано kosmodrom 08-01-2009 23:46
#6

ivanp написал:
3.А у меня безлимитка 1 Мбит/сек... :D
2.Может на двд диски катать?!
1. Совсем не кстати, но я приобрел ноутбук с разрешением 1024*768 :D

1. На что намекаешь, Ваня? :D На разрешение проги? :D
2. Ваня, ты записывал когда-нибудь 50 дивиди? Увлекательное занятие, я записывал шестифигурки... :) Утомительное занятие. У семифигурки объёмы качественно другие, 50 дивиди может и не хватить на одну таблицу. :)
3. Ваня, а я про тебя сразу и не подумал, что ты энтузиаст, и мог бы вписаться в авантюру с названием "создание и распространение семифигурки". :D Хочешь, в качестве флуда расскажу о своём интернете? :D 3 р/Мб, при этом для меня проблемой является закачать на сайт или рапиду книгу или базу партий- идёт загрузка, деньги снимаются, а потом закачка срывается, и любезная надпись- "error occurred". И изменить ничего нельзя! До провайдера никогда не дозвониться, чтобы рассказать ему про "оккуред", и что с ним делать. :@ Не может такого быть в 21 веке? Ещё как может быть!
Теперь о таблицах... Запустил я генератор, создал одну пятифигурку, имхо он медленнее считает, чем "налимовский". Есть тонкость- чтобы перейти к созданию семифигурки, нужно вначале.... создать шестифигурку этим генератором :D. А это- год-два, чтобы создать таблицы в этом формате. Далее.... У всех нас есть знакомые среди иностранных игроков плейчесса, мы сейчас и матч играем с ними. Скооперировавшись с иностранцами, разбив вычисления по юзерам, чтобы разные люди не считали одну таблицу, мы могли бы мобилизовать гигантские вычислительные мощности (не так страшна семифигурка, как её малюют) и ресурсы интернета. Есть два препятствия:
1. Необходима совместимость таблиц с оболочками чессбейса.
2. Необходима полная загрузка процессора (сейчас загружается одно ядро).

Редактировал kosmodrom 04-04-2009 08:24

Прислано Skipper_NORTON 12-01-2009 13:45
#7

Всем привет.
Это я написал генератор. Там еще dll есть, ее можно прикрутить к любому движку, предоставляет возможность использовать мои базы программно. Насчет того что загружается одно ядро - не проблема. Я уже сделал 2-ю версию генератора баз, там распараллелил на 4 потока (4-ядерные процессоры будут хорошо загружаться), и оптимизировал работу с винчестером. Создает базы (5-6-7-фигурные) в 3 раза (!) быстрее чем 1-я версия, которая в интернете.

2-ю версию пока в интернет не выкладывал, т.к. хочу сначала хорошо всё протестировать, убедиться что все правильно работает. Думаю, выложу примерно через месяц.

Редактировал Skipper_NORTON 12-01-2009 14:04

Прислано Skipper_NORTON 12-01-2009 14:02
#8

Насчет генерации 7-фигурки. Чтобы генерировать без свопа (он сильно тормознет генерацию, раз в 5-10, если памяти не хватит), нужно при создании беспешечных 7-фигурных иметь около 20 ГБ оперативной памяти, а пешечных (большинство) - 140 ГБ оперативной памяти. 140 - это уже мощный сервер (есть такие серверные матплаты, поддерживающие столько). Такой комп со всем необходимым будет стоимостью как автомобиль, 5-7 тысяч долларов. Комп с 20 ГБ оперативной памяти собрать проще, здесь серверная архитектура необязательна, есть обычные несерверные матплаты, поддерживающие 32 ГБ и даже 48 ГБ оперативки. Там 6 слотов под ОП стоит и в каждый можно сунуть планку памяти 8 ГБ (такие уже давно есть).

Всего 7-фигурок - 1001. Интересных, которые нужно создавать в первую очередь, скажем, 100. (многие, например, типа 6 фигур против одного короля неинтересны). Стобы построить эту сотню баз нужен не один комп, а хотя бы десяток таких компов. Тогда каждый комп построит скажем 10 баз, и каждую - за несколько месяцев.

Так, имея 10 компов за несколько лет можно бужет построить по крайней мере сотню наиболее интересных 7-фигурных баз. Миллионером для этого быть не нужно, но по крайней мере, нужно быть богатым бизнесменом. Ну, или как-то собраться, договориться. Если собрать человек 10-20 единомышленников, то может, дело пошло бы неплохо.

Редактировал Skipper_NORTON 12-01-2009 14:04

Прислано kosmodrom 12-01-2009 14:48
#9

Skipper_NORTON, компьютерная мощь- не проблема. Можно строить вначале беспешечные семифигурки (шестифигурки тоже вначале беспешечные строились) пока они рассчитаются- прогресс даст компьютеры с сотнями гиг памяти. Вопрос в том, как заставить рыбку при помощи dll видеть эти таблицы? Вот начиная с четырёхфигурок, как сделать, чтобы рыба их использовала? Расскажи, а то у меня не получилось. :(

Прислано Skipper_NORTON 12-01-2009 15:09
#10

kosmodrom

Если в движке Рыбки нет функционала, который может юзать 7-фигурку (должно быть нет, т.к. и Налимовских 7-фигурных не существует) - то никак, только если написать производителю Рыбки чтобы он добавил функционал для использования 7-фигурных.

Перевод баз в моем формате в налимовский формат - не проблема, по времени будет в тысячи раз быстре чем время самой генерации. Только зачем? Тогда нужно будет еще писать Налимову, чтобы он создал интерфейс для использования своих 7-фигурных.

Поэтому, лучший вариант - сгенерировать пока базы в моем формате и использовать их в моем анализаторе, либо если у вас есть свой движок - то можете получить доступ к ним через мой dll. А посторонние производители (Рыбки и т.д.) если узнают, что в мире появились 7-фигурные, сами потом включат в свои движки их поддержку, т.е. будут использовать мой dll. Пока сами базы не построены, пинать кого-то смысла нет. Когда был готов налимовский генератор, но еще не были готовы налимовские базы - их тоже никто не использовал. А стали использовать только когда их сгенерировали. А чтобы можно было проводить анализ эндшпилей - я и написал кроме генератора, свой анализатор с графическим отображением позиций, интерфейс для анализа, поиск позиций и т.д. (RetroChess)

Редактировал Skipper_NORTON 12-01-2009 15:10

Прислано Skipper_NORTON 12-01-2009 15:34
#11

Еще вариант - хакерский. У Налимова очевидно, тоже есть dll или что-то, где он предоставил какой-то интерфейс для использования своих баз. Я этого интерфейса не знаю. Если нужно было бы то я мог бы предоставить точно такой же интерфейс как у Налимова (скажем, функцию, которая принимает позицию как строку в формате FEN, и выдает число-оценку или еще что-то) и просто подменить dll. Шахматная программа не знает какой именно она там dll юзает, работа с базами идет там а не в самом движке программы.

Но с 7-фигурными может не прокатить, т.к. в программах (Рыбках и т.д.) возможно, просто не зашита возможность вызова оценки позиции из баз, если там больше 6 фигур. Если так, то никто кроме производителя это не исправит. Но возможно (малая вероятность), что они с учетом на будущее сделали у себя вызов методов из dll если и 7 фигур на доске. Тогда в данный момент они просто получают ответ - что базы данной нет.

Редактировал Skipper_NORTON 12-01-2009 15:35

Прислано Lends 12-01-2009 15:59
#12

"Skipper_NORTON" - а сколько вообще будет занимать вся 7 фигурка по объему ?....мне интересно ...)
1001 - это я так понял вариантов 7 фиг ...?
А что, не ужели ее никто ща не считает ?, тоесть ты первый написал генератор ?
Насчет более 7 фигур хотелось бы узнать - они вообще не поддаются генерации...?

Прислано kosmodrom 12-01-2009 16:00
#13

А чтобы создавать семифигурку- нужно ещё шестифигурные таблицы в твоём формате создать? И сколько это займёт времени? Ещё я понимаю, что если иностранцам сказать: "давайте, ребята, создавать семифигурную таблицу, нового, неналимовского формата, создадим- а рыба её использовать не сможет", то они (иностранцы) покрутят пальцем у виска и на этом всё закончится. Но пока мы это им скажем, нужно создать ещё шестифигурные таблицы, ведь семифигурка без шестифигурки работать не будет?

Прислано Skipper_NORTON 12-01-2009 17:04
#14

kosmodrom

Если они покрутят пальцем у виска, т.е. не захотят создавать базы, которые не сможет использовать нынешняя версия Рыбки, то тогда они вообще никакие 7-фигурные не захотят создавать. Ни налимовские, ни какие другие. Ведь Рыбка ВООБЩЕ никакой возможности работы с 7-фигурными не поддерживает. Их нету. Что тут можно сказать?

Пишите, просите тогда у производителя Рыбки, чтобы согласились добавить функционал чтобы она могла использовать несуществующие ныне базы. Это для того, чтобы ваши иностранцы согласились помочь их сгенерировать. Налимовские базы тоже, пока не существовали (а только их начали генерировать) -- то никто их не использовал, ни Рыбка ни кто другой. Но это не помешало их сгенерировать. Потом производители движков узнали, что впервые в мире появились 5-фигурные базы (позже 6-фигурные) и добавили функционал для работы с ними.

6-фигурные конечно тоже нужно сгенерировать но по сравнению с 7-фигурными - это 1 процент по времени генерации. Я на своем домашнем обычном компе уже штук 40 создал 6-фигурных. За месяца 2 примерно. Для этого мне не нужны даже мощные компы.


Lends

Да, 1001 - это вариантов сочетаний фигур. У 3-фиурных - 5, у 4-фигурных - 30, у 5-фигурных - 110, у 6-фигурных - 365, у 7-фигурных - 1001 база будет.
Весить все 7-фигурные будут в районе 200 ТБ (терабайт). Но все 1001 не обязательны. Там же много неинтересного есть, например - 6 фигур против одинокого короля. Интересных будет, скажем, 100 типов эндшпилей, а это уже только 20 ТБ.


Было бы у меня больше денег на мощные компьютеры, то был бы шанс стать первым в мире кто построил бы 7-фигурные базы.

Редактировал Skipper_NORTON 12-01-2009 17:17

Прислано Skipper_NORTON 12-01-2009 17:10
#15

Кстати, я написал еще и анализатор RetroChess, пока Рыбки их не поддерживают - вы же сможете поиграть с моей программой, и анализировать любые 7-фигурки, когда сгенерируете. Это же тоже интересно.

Насчет более 7 фигур - поддаются генерации все. Я могу и 8 и 10 написать. Только толку нет - никакой мощный комп их не потянет.

Прислано Skipper_NORTON 12-01-2009 17:28
#16

И вообще, причем тут Рыбка?
Так и должно быть - сначала появляются базы (готовый продукт) и только потом производители добавляют у себя возможность его использования.

Ну может они решат добавить у себя возможность использования, если хотя бы часть баз создана, штук 50 например. Но не тогда же, когда их вообще еще нет.

Редактировал Skipper_NORTON 12-01-2009 17:31

Прислано kosmodrom 12-01-2009 17:44
#17

Хорошо, давайте попробуем вначале 6 фигурные таблицы создать. Не забывайте, что авторы движков или оболочек (чессбейс) могут не захотеть переходить на другой формат баз, ведь в налимовском формате уже шестифигурные посчитаны. Хорошо бы, если бы Ваш генератор использовал многоядерность, не обязательно 4 ядра, ведь скоро появятся более мощные компьютеры, даже сейчас у нашего гладиатора Igalex-a есть два сервера 8 и 16 ядер. Приеду домой, через неделю, буду создавать семифигурку, начну с .... пятифигурки. :)

Прислано Lends 12-01-2009 17:46
#18

Ясно...
Я думал что 7 фигурки во всю генерятся, имеестя в иду европа и мощные сервера ...а оказывается нет ...
Когда появятся базы 7 фиг. и просить не надо некого, все авторы включат поддержку я думаю, это же им выгодно.
Когда можно будет скачать твой генератор (многоядерный и оптимизированный) ?
ну и прогу для просмотра их ...

Прислано Skipper_NORTON 12-01-2009 19:37
#19

Авторы движков и оболочек могут легко перейти к использованию нового формата баз, т.к. от них требуется такой уже минимум работы, что меньше некуда. Вся работа с новыми базами будет идти в моем dll. Все что авторам движков нужно - это добавить возможность подключения dll и просто вызвать готовые функции. Ну и в опции добавить - чекбокс - какие именно базы использовать.

6-фигурные я на своем домашнем компе создам за год-полтора. (на мощных серверах их можно было бы создать за месяц) У меня 4-ядерный процессор от AMD, Phenom , и 8 ГБ оперативки (4 слота по 2 ГБ). Планки оперативки по 2 ГБ сейчас уже дешевые. Процессор все равно полностью загрузить не получается, поэтому я запускаю сразу 2-3 генератора одновременно. Для этого нужно 3 винчестера, т.к. оптимальнее всего запускать по одному генератору на каждом винчестере. С 8 ГБ оперативки я могу считать одновременно - либо один пешечный 6-фигурный, и два беспешечных (они требуют 400-800 МБ оперативки), либо два пешечных 6-фигурных, но хотя бы с одной парой одинаковых фигур.

Прислано Skipper_NORTON 12-01-2009 19:43
#20

Процессор загрузить полностью нельзя, т.к. именно работа с винчестером становится ограничивающим фактором в производительности. Если будете создавать базы, то подождите пару дней, я выложу свою 2-ю версию генератора - можно будет скачать по той же ссылке. Она работает намного быстрее. Если у вас 4-ядерный процессор, то выигрыш будетв 3 раза на больших базах (6-7 фигур). Хотел через месяц тестирования выложить в инете, но если вы хотите начать генерацию, то залью через пару дней.

Прислано Skipper_NORTON 14-01-2009 13:31
#21

Все, выложил в интернете 2-ю версию генератора, можно скачать все там же -

http://generatorchess.qsh.ru/Default.aspx

будет работать намного быстрее.

Прислано Skipper_NORTON 14-01-2009 13:34
#22

Можем совместно создать 6-фигурные базы. Я у себя уже около 40 создал. Создаю 6_KRPP-KR и все младшие эндшпили к нему, а также все с соотношением фигур 3 к 3-м и с ладьей на доске.

Прислано Lends 14-01-2009 14:50
#23

Skipper_NORTON написал:
Все, выложил в интернете 2-ю версию генератора, можно скачать все там же -

http://generatorchess.qsh.ru/Default.aspx

будет работать намного быстрее.


Спасиб ...
Затестим ...

Прислано kosmodrom 14-01-2009 17:43
#24

Чтобы начать создавать семифигурную таблицу, необязательно создавать все возможные шестифигурки. Можно создать только беспешечные 6 фигурки и приступить к созданию беспешечной семифигурки. Так же 6 фигурные таблицы 5+1 не имеет смысла создавать, в налимовском формате их никто и не считал. Нужно создать пробную ра
простейшую семифигурку например knnnknn чтобы выйти на иностранные форумы с фразой "ребята, у нас есть вот какая загогулина, и она работает, давайте подумаем, что нам с ней делать". Потому что, если не работает (а вдруг?)- то сядем в лужу.

Прислано Lends 15-01-2009 13:04
#25

Skipper_NORTON - а 6-ти фигурку сгенерированную твоим генератором чем конвертировать в формат налимова ?

Прислано Skipper_NORTON 15-01-2009 14:12
#26

Чтобы сконвертировать в формат Налимова, нужно найти компоненты которые предоставил Налимов. Они должны быть, у создателей движков например.

Прислано kosmodrom 15-01-2009 19:19
#27

Skipper_NORTON, а какая у Вас шахматная квалификация? Просто интересно.

Прислано Lends 15-01-2009 22:33
#28

Попробовал я сегодня генератор, все работает ...
Единственное это:
Для генерации 6 фиг. нужно генерировать самому в родном формате 5 фиг. без них ничего работать не будет... - это логично, с 7 фиг думаю тоже самое - будет просить сгенерированую 6 фиг. Так как они уже есть в формате налимова - встает вопрос о конвертации очень остро, я так понял , что налимовский формат генератор не воспримет ...
Просто даже 5 фиг с 0 генерировать - это время, а зачем если они уже есть ....вообщем вот такая загогулина.
А конвертатора нет ...
Налимов - в америке живет давно ...)

Прислано Skipper_NORTON 16-01-2009 12:39
#29

kosmodrom

Я больше - программист чем шахматист. Но в силу 1-разряда играю. Давно не играл на турнирах, а там подтверждать нужно, поэтому не знаю как там с официальной квалификацией. Времени пока нет. Позже когда будет время, буду играть.

Lends

5-фигурку ВСЮ вы можете построить дней за 5 на обычном домашнем компе. Это вообще мелочи. Конвертатор искать дольше. Далее - не нужно волноваться от того, что - для того чтобы построить 7-фигурку, нужно иметь 6-фигурку. По времени ВСЯ 6-фигурка в 100 раз будет быстрее построена чем 7-фигурка! Если строить 7-фигурку - нужно искать мощные серверы, и если они смогут 7-фигурку построить года за 2, то всю 6-фигурку - меньше чем за 1 месяц, что опять же, мелочи. А тем более, для построения 7-фигурных баз - не нужно иметь всю 6-фигурку. Нужно иметь только несколько штук 6-фигурных, в которые можно перейти после взятий.

6-фигурную базу тоже можно построить на обычном домашнем компе, там для беспешечных потребуется 400 МБ оперативной памяти, а для пешечных -- 3-5 ГБ. У меня строятся дома 6-фигурные в среднем за неделю (ОДНА конфигурация фигур). На 7-фигурные нужно - если беспешечные - то от 20 ГБ оперативки, на пешечные - в большинстве случаев от 140 ГБ. Это уже нужен мощный сервер.

Хотя 24 - 48 ГБ еще можно поставить не на серверной архитектуре. Я видел в продаже материнские платы (не серверные) поддерживающие 48 ГБ, там 6 слотов (разъемов) для памяти, и в кажды можно сунуть самую большую ныне планку памяти - 8 ГБ. Так что для постреония 7-фигурных беспешечных может подойти не сервер, а обычный персональный компьютер , но уже довольно дорогой.

А винчестеры еще год назад видел в продаже по 6 ТБ (терабайт), сейчас возможно уже по 10 ТБ есть. Это внешние винчестеры. Но не SSD. Просто размеры другие.

Редактировал Skipper_NORTON 16-01-2009 12:43

Прислано kosmodrom 17-01-2009 10:33
#30

Skipper_NORTON, на крестбуке у вас с Kirr-oм спор насчёт форматов, DTM, DTZ. Можно объяснить, в чём разница? Только попроще, здесь программистов нет, здесь шахматисты и компьютерщики в основном.

Прислано kosmodrom 18-01-2009 10:27
#31

Skipper_NORTON написал:
Все, выложил в интернете 2-ю версию генератора, можно скачать все там же -

http://generatorchess.qsh.ru/Default.aspx

будет работать намного быстрее.

Skipper_NORTON, нельзя ли выложить только генератор без включения в архив 30 Мб 3-4 фигурных таблиц, которые легко самому можно посчитать?

Прислано Skipper_NORTON 19-01-2009 12:53
#32

Выложить отдельно я могу (только не сегодня). Но я выложил все вместе потому что народ, скопировав только генератор может просто не понять, что с ним делать, и как он работает. Если у него нет 64-битной ОС то он даже не запустит. Поэтому, чтобы было понятно как работать с базами, я и включил необходимый минимум в архив - кроме генератора еще анализатор и некоторые малые базы.

Чем отличаются DTM и DTZ. Если база создана в формате DTM, то в ней учитывается расстояние до мата, и играя по таким таблицам сила игры получается максимальной (доказано математически). В DTZ есть существенный минус - программе нет разницы куда размениваться (переходить в младший эндшпиль с меньшим количеством фигур) - она может, например, из позиции выигранной в 10 ходов перейти в позицию выигранную за 100 ходов если идет взятие фигур через 9.

Короче, программа по DTZ не знает какие взятия лучше а какие хуже. Скажем, одно взятие приведет позже к выигрышу за 50 ходов а второе - за 100 и программе неизвестно какое из них лучше. Она может пойти по любой линии что приведет не к самой сильной игре.

Поэтому DTZ точно не годится.

Прислано Skipper_NORTON 19-01-2009 12:54
#33

У Налимова DTM, и у меня тоже DTM.

Прислано kosmodrom 19-01-2009 13:15
#34

У нас у всех винда 64, и есть уже 3-4 фигурные таблицы.

Прислано kosmodrom 22-01-2009 11:58
#35

Сутки мой квад генерирует пятифигурные таблицы, уже 2.6 Гб нагенерировал, и это при том, что запущены два одноядерных генератора одновременно. И это только пятифигурка... Кто скачал многоядерный генератор, киньте его плиз без 3-4 фигурных таблиц на рапидшару, или пришлите на мыло. Плиз.

Прислано Skipper_NORTON 22-01-2009 12:42
#36

Вы не можете скачать 40 мегабайт с интернета? давайте тогда мыло, скину

Прислано Skipper_NORTON 22-01-2009 12:57
#37

Генератор 2-й версии создает 5-фигурникии в 2-3 раза быстрее чем 1-й версии (1-й - без распараллеливания), а 6-7 фигурники - в 3-4 раза быстрее. Я дома уже около 40 штук 6-фигурных создал, генерирую сразу на 3-х винчестерах одноверменно. А 5-фигурники создаются дней за 4-5.

Будет еще 3-я версия генератора, правда только через несколько месяцев. Там будет оптимизация по количеству оперативной памяти, технически очень сложная. Но после нее будет требовать не как сейчас - 20 ГБ на 7-фигурники (а на пешечные еще намного больше) - А НА АБСОЛЮТНО ВСЕ 7-фигурники (и с пешками и без) - будет требовать не более 8 ГБ оперативной памяти. Таких компов можно будет найти у народа сотни штук. Сейчас все материнские платы поддерживают от 8 до 16 ГБ оперативной памяти. Да и базы создавать будет еще в 2-3 раза быстрее. Еще быстрее уже не получится, т.к. упремся из-за ограниченной скорости чтения винчестеров. В любом случае, каждый 7-фигурник будет создаваться за пару месяцев, и чтобы построить их все за приемлемые 2-3 года - нужно будет найти несколько десятков компов.

Сейчас не найдешь, т.к. генератор требует более 20-40 ГБ оперативной памяти, таких компов нет. Короче, ждем мою 3-ю версию генератора.

Редактировал Skipper_NORTON 22-01-2009 13:01

Прислано kosmodrom 22-01-2009 15:03
#38

Skipper_NORTON написал:
Вы не можете скачать 40 мегабайт с интернета? давайте тогда мыло, скину

Я могу скачать 40 Мб, просто- лениво, у меня интернет 1 Мб= 0.1 у.е. И зачем такие расходы, если 3-4 фигурка- есть и так уже по прошлому скачиванию, и сделать её- пара пустяков. Моё мыло- gudzowatiy@mail.ru, gudzowatiy@rambler.ru, nnm74@mail.ru и т.д., но лучше выложите только генератор на файлообменник, чтобы не только я качал генератор без 3-4 фигурных таблиц. Или пришлите, а я сам закачаю на рапидшару.

Прислано kosmodrom 22-01-2009 15:09
#39

Skipper_NORTON написал:Будет еще 3-я версия генератора, правда только через несколько месяцев. Но после нее будет требовать не как сейчас - 20 ГБ на 7-фигурники (а на пешечные еще намного больше) - А НА АБСОЛЮТНО ВСЕ 7-фигурники (и с пешками и без) - будет требовать не более 8 ГБ оперативной памяти.

Ждём! Очень интересно! Кстати, Skipper_NORTON, Вы на личные сообщения не отвечаете принципиально, или потому, что не читаете их? Кнопка "л.с" находится вверху справа.

Прислано Skipper_NORTON 22-01-2009 22:14
#40

Вы поймите, насколько создание 7-фигурных эндшпильных баз - трудоемкая задача... Поясню лучше, а то наверное, немногие понимают. 6-фигурники генерировали только с соотношением количеств фигур 3-3 и 4-2, а 5-1 никто не генерил, т.к. 5-ю фигурами против голого короля легко можно выиграть и так любым движком. Предположим, 7-фигурные мы будем генерировать только с соотношением 4-3 (тут уже думаю, 5-2 будут тоже бессмысленными почти все, как и 6-1. Можно некоторые экзотические типа KBBNN-KQ создать, а почти все остальное при 5-2 - уже не нужно).

Значит, цели - создать все 7-фигурники с нужным соотношением 4-3, а их именно 525 баз будет. Нынешней 2-й версией моего генератора - чтобы создать - нужно вбухать сотню тысяч баксов на специальные супер-компьютеры, т.к. у народа таких компов нету, и распределить между людьми это невозможно.

3-я версия моего генератора будет требовать ДЛЯ ЛЮБОЙ 7-фигурной (и с пешками тоже) - НЕ БОЛЕЕ 10 ГБ оперативной памяти! Скорость генерации увеличится только ненамного. Сейчас почти все материнские платы новые - поддерживают 16 ГБ, т.е. в 4 разъема можно сунуть планки по 4 ГБ, какие найти легко. И 3-я версия генератора (НА ЛЮБЫЕ 7-фигурники) будет требовать винчестеры - не более 2 ТБ (а такие сейчас как раз появились, можно в гугле поискать). Для беспешечных - потребуются всего 500 ГБ винчестеры.

Т.е. чтобы генерировать ЛЮБЫЕ 7-фигурники, нужен будет хотя и хороший, но обычный персональный компьютер с винчестером 2 ТБ, и оперативной памятью более 10 ГБ. Большинство же пешечных 7-фигурных - будут вообще требовать только 5 ГБ оперативки а беспешечных - от 2 до 4 ГБ. Т.е. можно и на компах с 500 ГБ винчестерами создавать базы, правда, только беспешечные.

Мой генератор 3-й версии даст возможность собрать достаточно народа с обычными компами и создавать базы параллельно, вот что важно. Теперь о сроках. Предположим, оптимальный срок создания - 3 года (большие сроки вряд ли можно считать оптимальными). Задача - построить 525 баз за 3 года. На одном компьютере и одном винчестере в среднем будет строится база, скажем 6 месяцев (беспешечные меньше, пешечные больше). И за 3 года можно будет построить только 6 баз! Чтобы построить за 3 года все 525 баз - это нужно строить параллельно примерно на 100 винчестерах.

В один обычный персональный комп можно ткнуть максимум 4 винчестера, поэтому меньшим, чем 25 компов числом - тут точно не обойтись. Где столько народа найти? Да и для пешечных - компы нужны будут "хорошие", так сказать.

Но другого и не стоило ожидать, если бы было так легко построить 7-фигурники, то их бы в мире уже построили. Когда появятся в мире 7-фигурники, то их и производители движков думаю, захотят включить.

Насчет винчестеров. Сейчас появились уже 2 терабайтные (200 долларов стоит). Видя динамику роста, можно сказать что через 3 года будут уже и 10-терабайтные. В комп можно поставить 4 винчестера, поэтому максимум можно будет держать 40 терабайт. НО... Все 525 7-фигурных баз с соотношением фигур 4-3 думаю, будут весить 100 терабайт, а если еще ненужные 5-2, и 6-1 считать, то и 200 терабайт.

Редактировал Skipper_NORTON 22-01-2009 22:18

Прислано kosmodrom 23-01-2009 09:56
#41

Skipper_NORTON, это понятно, что ты со своим генератором опередил время, но компьютерная техника развивается. Ты начни с малого- выложи на рапидшару только генератор 2 версии (которыймногоядерный) без таблиц в архиве.

Прислано Skipper_NORTON 26-01-2009 13:21
#42

разрабатываю также свой шахматный движок. Будет ли он играть в силу гроссмейстера - не знаю, но по крайней мере - он - точно будет поддерживать мои 6-7-фигурные базы. Т.е. использовать их, когда на доске еще и более 10 фигур, если в глубине перебора будет дотягиваться до позиций, где меньше 8 фигур. Это значительно усилит игру в эндшпиле и понимание программой эндшпилей.

Пока что мой анализатор играет только позиции, которые именно и присутствуют в базе, если она построена.

3-я версия генератора будет создавать базы в другом формате, (не tb, как у нынешней), а tbb. Пришлось менять формат, т.к. именно так я могу добиться значительного ускорения генерации и уменьшения количества используемой оперативной памяти. Форматы будут несовместимы. Поэтому пока лучше не генерировать, а дождаться 3-й версии генератора.

Редактировал Skipper_NORTON 26-01-2009 13:22

Прислано Lends 26-01-2009 15:56
#43

Круто , так держать ...
Надеюсь что движок на всех стадиях игры будет сильным, ну и на то что он будет "mp X64" - тоже ... куда ща без этого ...

Редактировал Lends 26-01-2009 15:56

Прислано kosmodrom 26-01-2009 16:09
#44

Здорово! А то я ещё не успел и пятифигурку построить, а поступила команда "отставить", как в армии. :)

Прислано Skipper_NORTON 26-01-2009 20:00
#45

Нет, "отставить" - необязательно... :) Можете сгенерировать некоторые базы, у меня же есть удобный анализатор. Просто я предупредил, что т.к. будет меняться формат, то потом их пересоздавать придется. А в том формате, который ныне существует - 7-фигурные будет намного труднее построить - нужны намного более дорогие компы.

Я долго думал, менять формат или нет, но те оптимизации, которые я задумал, если формат баз не менять, привели бы к большим трудностям. Пришлось менять, т.к. скорость генерации и количество оперативной памяти и на винчестерах - самый главный фактор. Потом можно будет выиграть месяцы или годы по времени, да и компы найти проще и в 5 раз дешевле может будет. Нужно выжимать все что только возможно.

А вообще, если есть компьютерные мощности, позволяющие генерировать с нынешней версией генератора - то создавайте, конечно. Я просто предупредил, что в следующей версии будет изменен формат баз.

Прислано kosmodrom 27-01-2009 06:33
#46

Сергей, читал твою беседу с Яковом Коновалом на крестбуке. :) У меня даже сложилась некоторая симпатия к Якову Коновалу. Ситуация выглядит так- пожилой человек (мне кажется он уже в возрасте) водит молодёжь за нос на крестбуке, рассказывает им сказки на ночь, и они это кушают- слушают. :) Яков Коновал рассказывает, что на пяти компьютерах Пентиум-4 3.6 ГГц за два года построил третью часть семифигурки.
Возражение первое- пентиум4 32 битный процессор, на нём будет работать только винда32 бит. Она видит максимум 4 Гб оперативной памяти. Вообще, пень4- очень непроизводительный процессор.
Возражение второе. Представь, сколько места занимают семифигурки. Учитывая, что жёсткие диски по терабайту появились недавно, прикинь сколько нужно физического места, чтобы хранить семифигурки в хардах по 100-500 Гб.

Прислано Skipper_NORTON 27-01-2009 14:38
#47

ему 54 года, говорит. Винда 32 бит видит максимум 3,5 ГБ оперативки, причем приложению может дать максимум - 2 ГБ (если поизвращаться с какими-то флажками, то до 3 ГБ). Он написал, что если у него 4 ГБ, то нет свопа.

Третья часть 7-фигурки, как бы круто ни сжимали, меньше чем 40-50 ТЕРАбайт весить не может. Значит, столько нужно винчестеров по 1 терабайту, которые стоят по 200 долларов. Получается, на одни винчестеры нужно вложить 10 тысяч долларов. За эти деньги, два автомобиля можно купить. А еще же нужно - и ОП, и процы и все остальное. Дорогое удовольствие - построить 7-фигурные базы.

Нужно распараллеливать работу с любителями шахмат и обмениваться базами. Вот - наилучший вариант. И денежно никто сильно не влетает и базы быстрее всего появиться могут. А компы у народа - так все равно по сути, простаивают, почти все. Если поставить генерацию на низкий приоритет, то она никому и мешать не будет, т.к. будет использоваться свободное процессорное время.

Редактировал Skipper_NORTON 27-01-2009 14:55

Прислано Skipper_NORTON 27-01-2009 15:00
#48

Вот что еще не понравилось - у Якова, как он пишет, пешку превращает только в ферзя. Мало того что у него метрика DTZ глюки дает (у меня DTM, как и у Налимова, дающаю по-настоящему самую сильную игру)... так еще и пешку только в ферзя. Это уже какие-то другие шахматы получаются. Т.е. базы не на шахматы а на игру, похожую на шахматы. Базы должны быть безупречны со всех сторон.

Прислано kosmodrom 27-01-2009 21:47
#49

Пентиум4 и терабайтный хард... Как то не вяжется, из разных периодов развития компьютеров они. Был у меня пень-4. Пытался сгенерировать пятифигурку. Долго мучался, по таблице за несколько дней, сгенерировал 3 Гб, потом плюнул на это дело и купил таблицы в чессассистенте.
Яков Коновал говорит, что его таблицы в другом формате, неналимовском. Значит, чтобы генерировать семифигурку- нужно ещё сделать шестифигурку всю, на четвёртом пне. В связи с этим представляется правдоподобным уточнение его слов- за 2 года он сгенерировал пятью пентиумами-4 третью часть шестифигурки, с правилом- превращение пешки в ферзя. Это более правдоподобно, хотя пень-4 уж больно дохлый проц, осилит ли он вообще генерацию шестифигурки, интересно?

Прислано Skipper_NORTON 28-01-2009 12:39
#50

Не знаю, пень-4 вроде уже устарел. Даже атлоны рвут пень-4, хотя атлоны тоже устарели. Сейчас лучше всего иметь - 4-ядерные Феномы II, или Кор 2 квады. Это от AMD и от Интел соответственно. Core i7 еще круче, но они дорогие.

Меня больше всего беспокоят винчестеры. Именно на них и на оперативную память будет львиная доля затрат. По сравнению с такими затратами, затраты на процы - по сути мелочи, поэтому лучше уже Кор 2 квады или Core i7 брать.

Прислано kosmodrom 28-01-2009 13:34
#51

Когда будет посчитан достаточно большой обьём таблиц твоего формата (если это когда-нибудь случится, через полтора- два года), тогда и харды упадут в цене. С обменом таблиц тоже куча вопросов.
Время даст ответы на вопросы.

Прислано Analitik 17-02-2009 21:32
#52

Skipper_NORTON а Вы не пробовали писать программу подобную Freezer или эндшпильного оракула Шрёдера, чтобы можно было проанализировать эндшпиль, введя для фигур ограничения.

Прислано kosmodrom 18-02-2009 00:16
#53

Сергей не скоро ответит, он пропал с интернета, делает новую версию генератора.

Прислано AK-47 23-02-2009 11:29
#54

Насчет нового формата таблиц я разговаривал с Гундерсоном, хозяином сайта http://tablebase.sesse.net/. Думал может он заинтересуется. Но оказалось что ему это напрочь неинтересно, мол все это бесперспективно и вообще нереально. Такой вот упертый..

Прислано ivanp 23-02-2009 13:26
#55

Очень интересно. Обмен базами можно осуществить через файлообменные сервера. Ну это итак все знают.
Вы скажите мне, эпоха баз Налимова подходит к концу или ещё нет? А то я только закончил собирать его 6 фигурку...

Прислано AK-47 23-02-2009 13:38
#56

Я думаю поддержку баз формата Налимова все движки еще долго иметь будут. Вон сколько трудностей с новой 7-фигуркой..

Прислано kosmodrom 25-02-2009 16:51
#57

AK-47 написал:
Насчет нового формата таблиц я разговаривал с Гундерсоном, хозяином сайта http://tablebase.sesse.net/. Думал может он заинтересуется. Но оказалось что ему это напрочь неинтересно, мол все это бесперспективно и вообще нереально. Такой вот упертый..

В данный момент это затруднительно. Таблицами эндшпильных окончаний всегда занимались энтузиасты. Но технический прогресс быстро идёт. Пятифигурным таблицам- лет 10, тогда была проблема в создании и распространении (скачай 7 гиг пятифигурки модемом). А чего ты, Ринат, к Гундерсону "полез"? Чем тебе идея с кооперацией с иностранными игроками плейчесса, с разбиванием вычислений между юзерами, не нравится? Пока рано об этом говорить, нет генератора, поддерживающего многоядерность и небольшое количество памяти. Какой формат победит- будет зависеть от того, что произойдёт раньше- появление генератора 7-фигурки налимовского формата, или создание значительного количества таблиц нового формата. Что произойдёт раньше- можно погадать на кофейной гуще с аналогичной достоверностью результатов. Победит не формат баз, победят шахматы!

Редактировал kosmodrom 25-02-2009 18:01

Прислано AK-47 25-02-2009 17:33
#58

Просто я качал его таблицы, малость оборзел, ставил несколько закачек по 10 потоков. Он меня забанил, пришлось письмо писать, каяться..Он простил, сейчас качаю аккуратно. Обменялись по несколько писем, я подумал что он и есть такой энтузиаст, может заинтересуется, оказалось наоборот.

Прислано Lends 27-02-2009 17:35
#59

Совершено верно - пока не появится твердотельных, супер быстрых накопитеоей на очень быстрой флеш памяти (о подшибниках можно забыть), очень большой емкости 10 терабайт не меньше ...тогда можно будет вести речь об использовании 7 фиг ...
А так - пока только для интереса и энтузиазизма ..)

Редактировал Lends 28-02-2009 09:25

Прислано kosmodrom 28-02-2009 17:31
#60

В данный момент можно соединять харды в параллельный рейд-массив, для увеличения скорости считывания информации. Потом появятся другие технические возможности, прогресс не стоит на месте. Лет через 10, имхо, без семифигурки никто не будет обходиться, это будет, как сейчас пятифигурка. :)

Прислано kosmodrom 01-03-2009 21:47
#61

В данный момент для начала создания семифигурной таблицы достаточно несколько терабайт дискового пространства. Когда появятся первые семифигурки, и оболочки с движками будут их использовать (года через два?), тогда появятся и новые дисковые накопители, быстрее и (или) дешевле нынешних.

Прислано Skipper_NORTON 11-03-2009 19:27
#62

chesser
>> пока не появятся быстрые и емкие накопители - 7фигурка будет уделом энтузиастов. на обычном харде 6ка тормозит движок до 80%. 7ка будет еще хлеще "зависать" - ведь размер файлов в разы больше. кому интересно смотреть на анализ рыбки при скорости в 4-5 кнпс? а SSD и флешки таких объемов появятся лет через 10-15 не раньше. >>

Когда будет готова 7-фигурка, по крайней мере мой движок точно не будет тормозить, хоть там она и занимать будет 200 ТБ ! Это говорю абсолютно точно. Я вообще, не понимаю почему тормозит Рыбка уже на 6-фигурке (хотя и есть некоторые предположения, т.е. догадываюсь почему тормозит). Главное - построить сами базы, на что нужна будет куча хороших мощных компов.

Прислано Lends 12-03-2009 09:30
#63

Да тормоза у движков из за того, что жестикй диск просто не в состоянии предоставить столько информации за короткий промежуток времени. Я прорбовал играть с 500 гиг 6 фиг. таблицами. хеш 512 Мв на них как положено - в начале ждешь 20 мин когда они захешируются, так как сразу играть просто не возможно, винт разрывается треском, потом по легче, но все равно...тяжело ...как играть с 1 Тб таблиц я вообще не представляю ....стандартные HDD даже очень быстрые просто повесят движок и все ...ну а про 200 Тб я просто не хочу думать - это самоубийство ...)))
Надежда на флеш память - там процесс поиска, что нам и нужно, гораздо быстрее идет - но там проблемма с емкостью и стоимостью...

Редактировал Lends 12-03-2009 09:31

Прислано Skipper_NORTON 12-03-2009 16:16
#64

Почему вначале нужно ждать 20 минут пока они закешируются? У меня они будут кэшироваться только по мере надобности, т.е. в конце партии, когда фигур меньше 8-ми, если построим 7-фигурную. Думаю, что там тормоза совсем по другой причине - в начале 20 минут вы ждете пока закешируются местоположения сжатых блоков. У меня этого не будет, работа по другому принципу. Т.е. в моем движке никаких 20 минут в начале игры ждать не нужно будет.

Далее. Насчет тормозов в конце партии, когда программа будет в процессе перебора дотягиваться до позиций имеющихся в базе. Тут опять же тормозов быть не должно, т.к. после получения оценки из базы - мы сразу отсекаем весь дальнейший перебор, т.к. мы уже имеем самую точную оценку. Т.к. у меня перебор будет с использованием итеративных углублений, и буду использовать кэш для уже изученных позиций, при увеличении глубины перебора на следующей итерации для оптимизации альфа-бета отсечений - мы уже не лезем на винчестер.

Долго объяснять все это, но с абсолютной уверенностью утверждаю, что в моем движке НИКАКИХ тормозов не будет, с обычными винчестерами, хоть там и будет все 200 ТБ 7-фигурных баз. Только движок у меня пока недоделан, я сейчас делаю 3-ю версию 7-фигурного генератора, который будет использовать в 10 раз меньше оперативной памяти чем нынешний, а только потом продолжу работу над своим движком.

ЗЫ. Да и работа над генератором временно приостановилась, сейчас занят проблемами получения российского гражданства (я белорус), т.к. в будущем хочу уехать в Москву, и жить там на птичьих правах не хочу. :)

Прислано Lends 13-03-2009 11:32
#65

ну может не 20 мин ...это я преувеличил, но какую то паузу в начале делать надо, чтобы играть нормально...
и всеравно, в конце когда по таблицам ползаем, движок начинает притормаживать, если по 3 мин играешь - то можно и просрочить...